![Кто инновационнее, тот и правит миром Кто инновационнее, тот и правит миром](/images/ru/news/5323_b.jpg?r=59875)
Кто инновационнее, тот и правит миром
Последние 250 лет технологические инновации задают темп экономического развития. Новаторство является двигателем идей, которые проходят тернистый путь от научного исследования до коммерческого применения новой технологии. А в качестве "топлива" выступают систематические денежные вливания, которые нередко искажают восприятие процесса развития в угоду коммерции.
Валютные спекуляции — двигатель экономики
Валютные спекуляции всегда были одними из важнейших источников финансирования инфраструктуры. Тем не менее, одними спекуляциями не обойтись. Государства с активной позицией играют одну из ключевых ролей в стимулировании инноваций, и наиболее эффективными оказались политически оправданные миссии, выходящие за узкие рамки экономического расчета (искоренение болезней, национальная безопасность, социальное развитие).
В США вопрос становления экономики решался следующим образом: создавалась система автомагистралей, объединяющих Штаты, при этом государство активно спонсировало строительство различных путей сообщения. Признания власти добились благодаря созданию и развитию технологии Internet, которая изначально была создана для военных целей и использовалась только лишь служащими Пентагона, но в последствии «перекочевала» в повседневную жизнь, став огромным плацдармом для современного экономического развития. Впоследствии «всемирная паутина» оказала огромную помощь в освоении новых «территорий» для спекуляций, сделав капитал мобильным, лишив его привязанности к определенной финансовой структуре.
Главное — результат
В течение всего XIX и начале XX века, когда правовая система была еще не настолько развита, как сейчас, а политики более меркантильны, страны желающие стать промышленными лидерами, редко обращали внимание на последствия. Для них конечной целью являлся первостепенный результат, а не побочные эффекты в виде штрафов, арестов и конфискаций. Такие предприниматели прекрасно понимали, что их дело в случае чего обязательно продолжит и завершит кто-то другой, который пройдет по «накатанной», и не будет так грубо нарушать закон.
В США, к примеру, первая прибыльная текстильная фабрика не выполняла существующие на тот момент британские патенты, а последователи, основавшие частное предприятие, уже получили государственную поддержку в виде инвестиций, гарантий и защитных тарифов в соответствии с американским стандартами. Она была придумана революционером и борцом за независимость Александром Гамильтоном и воплощенная в жизнь политическим деятелем Генри Клеем.
В свою очередь, немцы пошли по-другому пути и здесь следует отдать должное великому экономисту Фридриху Листу, ученику Гамильтона. В 1841 году он разработал план инновационного развития страны, который был представлен в работе «Национальная система политической экономики». После официального представления его принцип работы применяли руководители многих стран в качестве опорного материала для дальнейшего становления. Япония руководствовалась обозначенными в работе принципами в конце XIX века. В начале XX века их переняли «Азиатские тигры» (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань), а с недавнего времени ими начал руководствоваться и Китай.
Чужая идея + чужая идея = Своя идея!
Теория Листа не была уникальной. Экономист «позаимствовал» ее у британцев, наблюдая за становлением королевства в качестве «первой индустриальной державы» в конце XVIII века. Он писал, что «если бы англичане пустили все на самотек, бельгийцы до сих пор производили бы ткани для британцев, а сама Англия оставалась овчарней». Ключевым моментом его работы стал тот факт, что разработать адекватную программу экономического развития, основываясь на использовании уже имеющихся технологий, не сложно. Но перейти из разряда «имитаторов» в категорию лидеров инновационной экономики гораздо сложнее.
Однако Америке удалось достичь этой цели на рубеже XIX и XX веков (1890-1930 годы) путем объединения профессионализма со спекулятивной жаждой новых технологий. Также они проявили поразительную терпимость к крупнейшим монополиям Второй промышленной революции, известной внедрением поточного производства на фабриках и заводах. Монополисты в своих отраслях не стеснялись инвестировать сверхприбыли в научные разработки. Про национальную безопасность вспомнили уже после Второй мировой войны, но она была доведена до совершенства и является эталонной для многих стран мира и по сей день.
Пока не ясно, удастся ли азиатским экономическим гигантам перерасти из имитаторов в лидеры, и готовы ли они быть растерзанными мировой конкуренцией. Возможно, азиатским государствам придется покинуть протоптанный путь четких программ и перейти на скользкую и опасную дорожку экспериментов. И обязательно нужно ликвидировать «налог на коррупцию», неизбежно сопровождающий все экономические революции.
Последние новости:
![DotBig – как отзывы влияют на репутацию брокерской компании?](/images/ru/news/25122_b.jpg)
![Японское промпроизводство растет замедленными темпами](/images/ru/news/23330_b.jpg)
![Инфляция потребительских цен во Франции достигла годового пика](/images/ru/news/23324_b.jpg)
![Штаты намерены конкурировать с Китаем в сфере науки и технологий](/images/ru/news/23323_b.jpg)
![Страны АТР готовы предоставить финансовую статистику за апрель и май](/images/ru/news/23299_b.jpg)
![Рост инфляции в Британии в апреле превысил прогнозы](/images/ru/news/23297_b.jpg)